Надзор в сфере гражданской обороны будет осуществляться с применением риск-ориентированного подхода

Вaлeрий Тимoшeнкo

  Adam Gregor /   Shutterstock.com

Прaвитeльствo рaсширилo пeрeчeнь видoв гoсудaрствeннoгo кoнтрoля, при кoтoрыx примeняeтся риск-oриeнтирoвaнный пoдxoд, включив в нeгo гoсудaрствeнный нaдзoр в oблaсти грaждaнскoй oбoрoны и фeдeрaльный гoсудaрствeнный нaдзoр в oблaсти зaщиты нaсeлeния и тeрритoрий oт чрeзвычaйныx ситуaций прирoднoгo и техногенного характера (постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. № 864 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля»1). В связи с этим, необходимые изменения вносятся в Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны и Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Так, МЧС России предписано с 1 января 2018 года проверять готовность организаций и ИП противостоять природным и техногенным катаклизмам, а также выполнять задачи в сфере гражданской обороны с применением риск-ориентированного подхода, в том числе с помощью проверочных листов. Причем предмет проверки будет ограничен содержанием контрольных вопросов, содержащихся в проверочном листе.

Для этого деятельности юрлиц и ИП будет присвоена та или иная категория риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности.

К примеру, к категории высокого риска будет отнесена деятельность субъектов, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне либо эксплуатирующих потенциально опасные объекты. А к категории значительного риска – деятельность субъектов, включенных в состав сил функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций либо отнесенных к первой категории по гражданской обороне.

В результате проверки будут проводиться со следующей периодичностью:

для категории высокого риска – один раз в 2 года;

для категории значительного риска – один раз в 3 года;

для категории среднего риска (к этой категории будут относить деятельность ИП и организаций только в рамках государственного надзора в области гражданской обороны) – не чаще чем один раз в 5 лет.

При этом организации и ИП, деятельности которых присвоен низкий риск, проверять не будут вовсе. Решение об отнесении деятельности организаций и ИП к категории риска принимает руководитель территориального органа МЧС России, говорится в документе.

Как предотвратить неправомерные действия инспектирующих органов государственного пожарного надзора? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый блок «Советник по проверкам». Оставить заявку

По мнению кабмина, изменения позволят повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этих сферах, снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.

Напомним, перевод контрольно-надзорных органов на работу с применением риск-ориентированного подхода начался в августе прошлого года. Тогда правительством было принято решение с 1 января этого года использовать риск-ориентированный подход при осуществлении санитарно-эпидемиологического, пожарного надзора, а также надзора в области связи, а при проведении иных видов контроля – с 2018 года. Но затем было принято решение осуществлять надзор за соблюдением трудового законодательства также с применением риск-ориентированного подхода уже с 1 марта этого года.

А с 1 января текущего года появился новый порядок проведения плановых проверок надзорными органами с использованием списков контрольных вопросов. Для этого ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) была дополнена п. 11.1-11.5. Проверочные листы представляют собой перечни вопросов, ответы на которые однозначно будут свидетельствовать о соблюдении или несоблюдении проверяемым обязательных требований, которые составляют предмет проверки (п. 11.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.